Соотношение методологии метода и методики

Понятие о методе как способе познания изучаемой реальности. Требования, предъявляемые к методам психологического исследования. Классификация методов по Б.

Методы психологического исследования должны быть объективными, должны отличаться валидностью и надежностью. Под валидностью понимается качество метода, которое выражается в соответствии тому, для изучения и оценки чего он предназначен. Под надежностью понимается возможность получения одних и тех же результатов при многократном использовании данного метода.

Они включают сравнительный метод сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т. II группа — эмпирические методы , включающие: III группа — методы обработки данных , включающие: IV группа — интерпретационные методы, включающие генетический анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т. Наблюдение — это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.

Суть этого метода в том, чтобы, наблюдая и фиксируя с помощью обычной записи или любых технических средств особенности поведения, увидеть за ними проявления той или иной психологической характеристики в реальном поведении. Другой задачей наблюдения является выделение особенностей поведения и деятельности,психических проявлений, которые еще не нашли описания в науке.

Особенностью научного наблюдения в отличие житейского является его преднамеренность, целенаправленность осуществляется в соответствии с заранее поставленной целью , избирательность наблюдаются не все, определенные особенности поведения и деятельности планомерность проведение в соответствии с определенным планом и систематичность.

Существенное значение имеет как можно более полная фиксация наблюдаемого. Основные сложности наблюдения в том, чтобы выделить в поведении главное и не подменить реально наблюдаемый факт собственной интерпретацией.

Трудности применения этого метода связаны с тем, что на восприятие человека влияют неосознаваемые установки, взгляды, пристрастия, действие которых он не может проконтролировать. Например, есть данные о том, чтонеобъективность наблюдателя возрастает, когда мужчины-исследователи судят о поведении женщин и наоборот. Значительные проблемы связаны и с полнотой наблюдаемого. Так, в одном из экспериментов двое наблюдателей собирали данные о поведении испытуемых в ходе вы полнения действий с кубиками.

Наблюдателям был дан перечень возможных действий с кубиками, которые надо было отметить в ходе наблюдения поменять кубики, бросить кубик, поставить их один на другой т. В итоге выяснилось, что протоколы наблюдателей существенно отличались друг от друга. Один из наблюдателей почти не обращал внимания на словесные реакции испытуемых, а отмечал только их двигательные реакции.

Таким образом, этот наблюдатель не смог обеспечить полноту наблюдений. Однако, несмотря на имеющиеся трудности, наблюдение - эффективный метод психологического исследования. Важнейшее его достоинство в том, что он позволяет увидеть психическое явление в реальном поведении, в реальной жизни.

Известный отечественный психолог С. Рубинштейн выделял следующие качества эксперимента, обусловливающие его значение для получения научных фактов:. Различаются три основных вида эксперимента: Лабораторный эксперимент проводится в помещении, специально приспособленном для точного проведения опыта, контроля всех воздействий на испытуемого и регистрации его ответов и действий.

Приведем в качестве примера классический эксперимент по изучению влияния на суждение одного человек; мнения других людей.

Проведен этот эксперимент американским психологом М. Проводился опыт в темной лаборатории, была лишь одна светящаяся, мерцающая точка. Испытуемым предлагалось определить, в каком направлении движется точка и на каком расстоянии от них она находится. На самом деле точка была неподвижна, однако в полной темноте она казалась движущейся, и видели каждый раз в новом месте.

Пока испытуемые выполняли задание по одному, их ответы были различными. Но когда они объединялись в группу, ответы становились очень похожими. Этот эксперимент демонстрирует, во-первых, как человек осознает явления окружающего мира, и во-вторых, как на это осознание влияют особенности восприятия объекта неподвижная мерцающая точка света в полной темноте кажется движущейся и мнения других людей.

Естественный эксперимент, предложенный психологом А. Лазурским , предполагает проведение исследования под контролем экспериментатора, но в естественных условиях. Например, для выяснения того, какие факторы способствуют снижению страха перед экзаменами, американский психолог И.

Взаимосвязь методологии, методов и методик исследования

Сарасон провел не сколько серий опытов непосредственно перед экзаменами; Испытуемых разделили на три группы, в каждой были студенты, боящиеся экзаменов, и относящиеся к ним спокойно. В первой группе экспериментатор признавался, что сам боится экзаменов, описывал свои переживания, мешающие ему сосредоточиться на ответе. Во второй - oн прибавлял к этому, что умеет преодолевать свой страх, предлагал некоторые конкретные способы и приемы.

Наконец, в третьей - говорил, что никогда не боялся экзаменов. Критерием являлась успешность испытуемых на экзамене. Выяснилось, что студенты, которые боялись экзаменов, хуже всего выполняли задания в первом случае когда экспериментатор лишь сообщал им, что тоже боится экзаменов.

Наилучших результатов они достигали тогда, когда им предлагались способы преодоления страха. В этом случае они даже опередили студентов, не испытывавших никакого беспокойства по поводу экзаменов. И лабораторный, и естественный эксперименты могут быть констатирующими и формирующими. Констатирующий эксперимент выявляет факты, закономерности, сложившиеся в ходе развития человека. Формирующий эксперимент выявляет закономерности, психологические механизмы развития определенных качеств, способностей, свойств путем активного их формирования.

Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. Области исследования предмета стилистики II.

Теории и проблемы исследования детской игры в зарубежных концепциях IV - Финансовые активы и методы их оценки. Взаимосвязь между риском и доходностью финансовых активов IX Данные дополнительных методов исследования IX. Данные лабораторных и инструментальных методов исследования VI. Методология исследования экономической системы Актуальность исследования Алгоритм действия медсестры. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права?

О проблемах современного человекознания. Институт практической психологии, Фиксировать и анализировать поведение и действия ребенка: Равенство экспериментальных и контрольных групп. Таким образом, изучать те особенности психики: Взаимосвязь методологии, методов и методик исследования.

Специфика детерминант психического развития ребенка:

Материалы по теме
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость

Методология исследования экономической системы Актуальность исследования Алгоритм действия медсестры. Подробности трикотаж иваново у нас.